Краткие руководства

Открытие представительства в России

В России работает более 5.000 немецких предприятий. Это число постоянно увеличивается, несмотря на то, что экономический кризис и взаимные санкции привели к снижению инвестиционной и торговой активности. Потребность в модернизации российской экономики по-прежнему велика. Здесь, в первую очередь, востребованы иностранные ноу-хау и технологии, однако и капитал играет значительную роль. По данным Федерального банка ФРГ и российского Центрального банка, прямые инвестиции немецких предприятий в 2015 г. по сравнению с 2014 г. увеличились в четыре раза. В одном только первом квартале 2016 г. немецкие предприниматели инвестировали напрямую в российскую экономику 1, 1 миллиарда евро.


В рейтинге «Doing Business Ranking 2016» Всемирного банка Россия поднялась на 11 позиций – этот факт также играет определенную роль для инвесторов, если речь идет о потенциальном развитии бизнеса в России.

 

Для предприятий, которые хотят не только вести дела в России из Германии, но и непосредственно на месте, возникает вопрос о типе нового подразделения. 

Представительство выделяется как форма дочернего предприятия, если предполагается, что оно будет экономически активно в России, т.е. оно будет импортировать и продавать товары, держать склады и оказывать услуги. Тому есть несколько причин, которые будут описаны ниже. Как правило, представительства открываются для того, чтобы усилить присутствие основного предприятия на российском рынке и привлечь новых клиентов. 

 

 

Открытие ООО в Белоруссии​

Самая распространенная организационно-правовая форма хозяйствующего субъекта в Белоруссии – общество с ограниченной ответственностью («OOO»). Большинство иностранных инвесторов также выбирают эту форму, в том числе для совместных предприятий и предприятий с долевым участием. Нормативные акты об ООО отражены как в Гражданском Кодексе Республики Беларусь (ГК РБ), так и в белорусском законе о хозяйственных обществах.

 

Для дальнейшей либерализации белорусского рынка запланирована реформа закона о хозяйственных обществах. В целом белорусские ООО организованы и регулируются как аналогичные немецкие общества («GmbH»). Однако здесь есть незначительные различия: например, в Белоруссии не разрешено открытие единоличных обществ с ограниченной ответственностью, поэтому для открытия ООО необходимо как минимум два учредителя. Также и количество акционеров здесь ограничено и может составлять максимально 50 человек.

 

В противном случае ООО должно быть в течение года преобразовано в акционерное общество (нем. AG). Кроме того, для обществ с долевым участием иностранных инвестиций действуют особые правила. Обществами с долевым участием иностранных инвестиций считаются предприятия, вклад инвесторов в которые составляет как минимум 20.000 долларов США. Это же правило действует и для основания СП с белорусскими партнерами – если есть потребность в том, чтобы СП было признано обществом с долевым участием иностранных инвестиций и его деятельность регулировалась законами об инвестициях.

 

 

Открытие представительства в Белоруссии​

На сегодняшний день в Белоруссии действует более 360 немецких предприятий и 90 представительств. Это число постоянно растет, несмотря на то, что экономический кризис, валютный кризис в 2011 г. в Белоруссии и ухудшение имиджа страны привели к снижению уровня инвестиций в белорусскую экономику и торгового оборота. Но, несмотря на это, Белоруссия остается довольно привлекательной для немецких инвесторов из-за своего большого экономического потенциала и выгодного географического положения.

 

Особенно актуальным это стало после создания единой экономической зоны с Россией и Казахстаном. Поэтому иностранные инвесторы рассматривают Белоруссию как пространство для стратегического развития своих предприятий, но не как территорию для извлечения краткосрочной выгоды. Таким образом, присутствие иностранных инвесторов – создание совместных предприятий или открытие иностранных представительств, которые способствуют укреплению деловых отношений, а также успешному взаимному развитию сотрудничества – укрепляет их позиции на белорусском рынке.

 

 

 

Российское трудовое право

В нынешние экономически трудные времена российское трудовое право приобретает все большее практическое значение. С одной стороны, возросло практическое значение коллективного трудового права - на–пример, ряд иностранных производителей автомобилей столкнулся с забастовками. С другой стороны, экономический кризис создал значительное конфликтное поле для участников трудовой деятельности, о чем свидетельствует, в частности, быстро растущее число судебных процессов по защите от необоснованного увольнения. Если прежде в центре внимания стояло удержание сотрудников, то сегодня основное внимание сосредоточено, помимо прочего, на сокращении рабочих мест и реструктуризации предприятий. 

Установка оборудования в России

Поставка оборудования в Россию, его установка и прочие услуги, оказываемые на месте, происходят в различных формах – существенными факторами здесь являются предмет поставки, вид операции по сборке и длительность производимых на месте работ.

 

Важно, что в зависимости от предмета поставки и услуги предприятия-поставщика могут коснуться различные юридические и налоговые вопросы, которые нужно учитывать. В противном случае негативные последствия могут коснуться не только предприятия и его командированных сотрудников, но даже, возможно, и клиентов, так как расходы, которые не было учтены в предложении для клиентов, могут сделать заказ убыточным. В довольно быстро меняющемся проектном бизнесе часто бывает сложно согласовать продажи и достаточное проектное планирование. Для этого рекомендуется заранее подготовить всех сотрудников, распределенных на работу в Россию, и проинформировать их о некоторых особенностях реализации заказов в России.


Как правило, монтажные проекты объединяет то, что речь идет последовательно о поставке, монтаже и запуске оборудования. Местные услуги предполагают деятельность поставщика непосредственно в России, часто с привлечением иностранных или местных субподрядчиков.

 

Открытие ООО в России

Российское общество с ограниченной ответственностью («OOO») является самой распространенной организационно-правовой формой хозяйствующих субъектов в России. Также и иностранные инвесторы часто выбирают именно ее.

 

Общество с ограниченной ответственностью, согласно российскому праву, является юридическим лицом. Нормативные акты, касающиеся ООО, описаны в Гражданском Кодексе РФ (ГК РФ) и в Федеральном законе «Об обществах с ограниченной ответственностью». Закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» был значительно изменен 1 сентября 2014 г.       

Акционерами ООО могут быть физические и юридические лица, в том числе и иностранные.

 

Иностранное юридическое лицо может быть единоличным основателем открываемого ООО, однако основных предприятий касается важное условие: в них должно быть как минимум два учредителя (т.н. «запрет на внучатую компанию»). В противном случае для открытия предприятия необходим еще один акционер, доля участия которого может составлять 1%.

 

Количество акционеров ООО не может превышать 50, иначе оно должно быть преобразовано в акционерное общество.      

Акционеры несут ответственность только в размере их вкладов. Предприятие не несет ответственности за обязательства акционеров, поэтому существует принципиальная разница между активами компании и активами акционеров. Иные правила действуют только в том случае, если акционеры не сделали свои вклады.

       
Акционеры, которые не выплатили свои взносы в полном объеме, несут солидарную ответственность по обязательствам Компании в размере неоплаченной части.        
ООО может быть создано для любой юридически допустимой цели. В некоторых случаях для трудовой деятельности необходима соответствующая лицензия. Для того, чтобы вести внешнеэкономическую деятельность, ООО должно быть зарегистрировано в российской таможне.

ООО считается созданным с момента внесения его в «Единый государственный реестр юридических лиц» (ЕГРЮЛ) – российском реестре хозяйствующих субъектов. При этом каждому ООО присваивается номер ОГРН (основной государственный регистрационный номер) и номер налогоплательщика (ИНН – идентификационный номер налогоплательщика). Действовать, однако, ООО может только после открытия банковских счетов.

 

Путеводитель по налогам в России

Российское налоговое право — относительно «молодое» по сравнению с европейским налоговым правом. В конце 90-х гг. в России была проведена масштабная реформа налоговой системы; и сегодня в область налогового права вносятся значительные изменения.       

Российское налоговое право описывается Налоговым Кодексом Российской Федерации (НК РФ). Первая часть НК ФР вступила в силу в 1999 г. Она регулирует общую часть российского налогового права, включая процессуальные вопросы и ответственность. Вторая часть НК РФ принята в 2001 г. Она включает в себя главы об НДС, о косвенных налогах, подоходном налоге и «едином социальном налоге». За ними последовали главы о налоге на прибыль, налоге на добычу полезных ископаемых, об упрощении системы налогообложения и проч. 

Налоги в России взимаются на трех уровнях. Федеральные налоги включают в себя НДС, косвенные налоги, налог на прибыль, подоходный налог, налог на добычу полезных ископаемых, государственные пошлины, налоги на воду и сборы за использование животных и биологических водных ресурсов.

 

Региональные налоги включают в себя налог на имущество юридических лиц, транспортный налог и налог на азартные игры. На местном уровне с физических лиц взимаются земельный налог и налог на имущество. Кроме того, существуют другие специальные налоговые режимы.


В дополнение к Налоговому кодексу важны "основные принципы" налоговой политики, регулярно принимаемые правительством. Они предусматривают, например, введение в 2011-2013 гг. специальных правил стимулирования инвестиций в области инноваций, совершенствование отдельных видов налогов и трансфертных цен, введение регламента консолидации внутри групп компаний.

 

Непрерывные изменения в налоговом законодательстве часто создают проблемы и споры при применении закона. Чаще всего это проявляется в спорах с налоговыми органами.

 

Однако, по статистике, большинство налоговых процессов выигрывают налогоплательщики.
 

Данное руководство по налогам призвано дать краткий обзор российского налогового законодательства и практики его применения. Мы надеемся, его чтение принесет вам пользу, и желаем вам успешного развития бизнеса в России.