Экспроприация иностранных компаний в России? Внешнее управление иностранными компаниями

Правительство России планирует в ближайшее время внести в Думу законопроект «О внешней администрации по управлению организацией», которым, в частности, будет установлена процедура назначения внешнего управляющего для российских компаний с иностранными участниками из так называемых «недружественных государств».

 

Законопроект уже одобрен «Правительственной комиссией по законопроектной деятельности». 16 марта свои комментарии высказали Налоговая служба и Центральный банк. Будет ли законопроект внесен в Думу, и когда это произойдет, пока не известно.

 

Цель законопроекта - предотвратить прекращение деятельности дочерних предприятий иностранных компаний в России без уважительной причины или по политическим мотивам, что может поставить под угрозу благополучие работников данных организаций и российскую экономику в целом.

 

Законопроектом предусмотрено, что функция управления иностранными компаниями будет передана государственной компании «ВЭБ.РФ» (государственная корпорация, целью которой является содействия в обеспечении долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, повышения качества жизни граждан Российской Федерации и создании условий для устойчивого экономического роста, повышения эффективности инвестиционной деятельности и др.), которая, помимо прочего, осуществляет доверительное управление государственными активами. В случае финансовых организаций, то есть банков, эти функции выполняет «Агентство по страхованию вкладов», которое выступает в качестве управляющего в рамках процедуры банкротства неплатежеспособных банков. Однако внешнее управление предусматривается только для крупных компаний, которые отвечают следующим критериям:

 

  • доля участия иностранных лиц из «недружественных государств» превышает порог в 25%;
  • балансовая стоимость активов компании по данным последней финансовой отчетности превышает 1 млрд рублей (около 8,2 млн евро) или средняя численность сотрудников за месяц, предшествующий подаче заявления о назначении внешнего управления, превышает 100 человек;
  • деятельность компании прекращена в нарушение законодательства.

 

Ходатайство о назначении внешнего управления подается членом правления (наблюдательного совета) организации или Федеральной налоговой службой.

 

Арбитражные суды выносят определение о назначении внешнего управляющего без необоснованной задержки (не позднее следующего рабочего дня после получения соответствующего ходатайства). При этом суд принимает обеспечительные меры, запрещающие продажу акций компании, увольнение работников по инициативе работодателя, расторжение значимых договоров и заключение определенных сделок.

 

Внешнее управление может быть введено на срок до трех месяцев и продлено до шести месяцев. В течение этого срока акции организации должны быть проданы с аукциона. Новый акционер обязан сохранить не менее 2/3 рабочих мест и продолжать предпринимательскую деятельность не менее одного года. В качестве альтернативы акции / доли могут быть переданы в доверительное управление российскому государству по предложению налогового органа.

 

Досрочное снятие внешнего управления возможно, если акционеры, владеющие более 50% голосующих акций / долей в капитале компании, примут решение «возродить» компанию (в том числе путем продажи или передачи акций / долей в доверительное управление). При этом намерение акционеров фактически возобновить предпринимательскую деятельность подлежит проверке судом.

 

Текущая версия законопроекта не предусматривает компенсации иностранным акционерам в случае принудительной экспроприации. Однако российское налоговое ведомство предложило прямо урегулировать этот вопрос в законе и предусмотреть, что выручка от аукциона после вычета понесенных затрат и выплат кредиторам передается акционерам или сохраняется до тех пор, пока такая передача не станет возможной.

 

Россией был заключен ряд соглашений о поощрении и взаимной защите капиталовложений с различными государствами, которые направлены на защиту интересов инвесторов, в частности, от экспроприации и предусматривают компенсационные выплаты в случае экспроприации. С учетом предложенных нововведений неясно, в какой степени данные соглашения будут функционировать.