Newsletter: "Запланированное введение минимального налога для МГК в России"

Министерство финансов России подготовило законопроект (ID проекта № 157161), предусматривающий введение минимального налога в размере 15% для российских дочерних компаний международных групп компаний (МГК). В настоящее время проект находится на стадии общественного обсуждения, после чего, как ожидается, будет передан в профильные комитеты, а затем в парламент для дальнейшего рассмотрения. Разработка законопроекта обусловлена международными правилами Pillar 2, устанавливающими минимальную ставку налога для МГК на уровне 15%.

 

Согласно проекту, дочерние компании иностранных групп компаний, отвечающие критериям, перечисленным ниже, которые уплачивают налог на прибыль в России по эффективной ставке менее 15%, будут обязаны произвести доплату налога до этого уровня.

 

Несмотря на то, что ставка налога на прибыль в России с 1 января 2025 года составляет 25%, существует широкий спектр налоговых льгот, позволяющих многим компаниям уплачивать налог по пониженным ставкам (например, для IT-отрасли действует льготная ставка в 5%). Специальные инвестиционные контракты для инвестиционных проектов (СПИК 1.0 и СПИК 2.0) также предоставляют многим иностранным МГК льготы по налогу на прибыль. В случае принятия поправок действие этих льгот, предположительно, будет ограничено ставкой в 15%. Аргументация российской стороны такова: если корпорации в любом случае обязаны доплачивать налоговую разницу в стране базирования материнской компании, и льгота теряет свой экономический эффект, то предпочтительнее, чтобы эта разница уплачивалась непосредственно в России.

 

Законопроект затрагивает дочерние компании МГК при соблюдении следующих условий:

 

  • Материнская компания группы зарегистрирована за рубежом;
  • Консолидированная выручка группы превышает 750 миллионов евро.

 

Данный механизм аналогичен QDMTT (Qualified Domestic Minimum Top-up Tax) в рамках Pillar 2. Правила Pillar 2 с 2024 года были введены многими странами для целей минимального налогообложения международных корпораций и уже действуют, например, во всех государствах ЕС.

 

Существует риск, что российский аналог QDMTT не будет признан другими юрисдикциями в качестве части правил Pillar 2. Это может привести к двойному налогообложению корпораций, то есть к обязанности доплатить налог до 15% как в России (в соответствии с планируемыми правими, аналогичными QDMTT), так и за рубежом (в соответствии со специальными правилами IIR или UTPR Pillar 2).

 

На данном этапе компаниям рекомендуется провести оценку совместно с другими участниками группы в России для заблаговременного расчета их эффективной ставки налога на прибыль, анализа применимых налоговых льгот и последствий потенциальной доплаты налогов в России.