Newsletter: "Минфин опубликовал разъяснения о включении дивидендов в таможенную стоимость"

Практика включения таможенными органами сумм дивидендов в таможенную стоимость товаров продолжает развиваться, вызывая вопросы у участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Минфин России опубликовал Письмо от 10.02.2025 N 27-01-21/11349, в котором разъяснил порядок включения дивидендов в таможенную стоимость товаров и предложил альтернативный механизм для добровольного включения дивидендов в таможенную стоимость.

 

Порядок включения дивидендов в таможенную стоимость

 

Минфин подчеркнул, что включение дивидендов в таможенную стоимость возможно только в случае, если цена товаров не является рыночной. Декларант обязан подтвердить рыночный характер цены, а таможенный орган — проанализировать методологию ценообразования. Это один из ключевых аспектов разъяснений и безусловно позитивное уточнение для участников ВЭД, поскольку на практике таможенные органы зачастую игнорировали необходимость такого анализа.

 

Несмотря на этот позитивный шаг, разъяснения Минфина в части порядка включения дивидендов в таможенную стоимость товаров оставили несколько очень существенных пробелов:

 

1. Анализ связи между прибылью и дивидендами. Минфин не указал напрямую, что таможенные органы обязаны анализировать не только влияние взаимосвязи поставщика и покупателя на цену товаров, но и связь между прибылью от продажи товаров и выплачиваемыми дивидендами, на что многократно указывали суды РФ.

 

2. Подтверждение рыночности цены. Минфин не разъяснил, какие подходы могут быть использованы декларантом для подтверждения рыночного уровня цены, в том числе допускается ли использование документации по трансфертному ценообразованию для подтверждения рыночного уровня цен.

 

3. Риск включения полной суммы дивидендов без дополнительного анализа со стороны таможенного органа. Разъяснения можно интерпретировать так, что при отсутствии информации о ценообразовании или доказательств рыночности цены таможенный орган вправе включить в таможенную стоимость полную сумму дивидендов без проведения какого-либо анализа ценообразования или наличия связи между товарами и дивидендами. Такая позиция противоречила бы решениям Верховного Суда РФ и Суда ЕАЭС, а также положениям Таможенного кодекса ЕАЭС (ТК ЕАЭС). В связи с этим данный вопрос, по нашему мнению, требует дополнительных разъяснений.

 

Механизм отложенного определения таможенной стоимости

 

Минфин также предложил механизм добровольного включения дивидендов в таможенную стоимость путем использования механизма отложенного определения таможенной стоимости.

 

Вместе с тем ТК ЕАЭС допускает использование такого механизма только в случае отсутствия влияния взаимосвязи поставщика и покупателя товаров на цену товаров (т.е. если цена является рыночной). Наличие такого влияния является одним из условий для включения дивидендов в таможенную стоимость, что также нашло свое отражение в письме Минфина.

 

Вопрос о том, насколько на практике будет возможно использование данного механизма на основании разъяснений Минфина в противоречие положением ТК ЕАЭС остается по нашему мнению открытым.

 

Несмотря на однозначно положительный характер подтверждения обязательности анализа таможенным органом рыночности цены, разъяснения Минфина создают существенную правовую неопределенность для участников ВЭД, особенно для компаний, работающих по модели Low Risk Distributor.