Newsletter: "Грядет ли отмена охраны исключительных и иных интеллектуальных прав лиц из недружественных иностранных государств?"

19 июня 2024 г. в Государственную думу Российской Федерации внесен законопроект (https://sozd.duma.gov.ru/bill/651038-8) об отмене охраны интеллектуальной собственности юридических и физических лиц, связанных с недружественными иностранными государствами (данное понятие касается практически все западные государства).

 

Авторы законопроекта предлагают дополнить ст. 1231 ГК РФ ч. 3: «исключительные и иные интеллектуальные права юридических и физических лиц недружественных иностранных государств на территории Российской Федерации не действуют».

 

Возобновление охраны прав лиц из недружественных государств будет возможным по истечении трех лет после исключения государства из списка недружественных.

 

Интеллектуальные права являются территориально ограниченными по своей природе и действуют лишь в пределах того государства, в котором они были предоставлены. Однако в соответствии с законом или международным договором интеллектуальные права могут получить правовую охрану и в другом государстве.

Россия является участником Бернской конвенции 1886 г. и Парижской конвенции 1883 г. Согласно этим международным договорам, Россия взяла на себя обязательства обеспечить национальный режим охраны интеллектуальных прав для правообладателей из государств-участников данных конвенций.

 

Отказ в предоставлении правовой охраны иностранному правообладателю на основании положений национального законодательства является таким образом нарушением международного договора и будет означать нарушение Россией своих международно-правовых обязательств.

 

Таким образом, будет ли принято предложение авторов новелл, которые, предлагают «отказаться от соблюдения норм международного права, наносящих России наибольший вред», остаётся под вопросом.

 

Представленный законопроект продолжает тренд в российском законодательстве на ограничение защиты интеллектуальной собственности лиц из недружественных государств:

 

Вместе с тем, если в обозначенных актах, ограничение прав иностранных правообладателей продиктовано вводимыми в отношении России санкционными ограничениями, то представленный законопроект преследует своей целью, как следует из пояснительной записки, «нанесение «коллективному Западу» существенного ущерба». Полагаем, что данный законопроект не будет принят; однако исключить данный вариант развития событий нельзя.