19 июня 2024 г. в Государственную думу Российской Федерации внесен законопроект (https://sozd.duma.gov.ru/bill/651038-8) об отмене охраны интеллектуальной собственности юридических и физических лиц, связанных с недружественными иностранными государствами (данное понятие касается практически все западные государства).
Авторы законопроекта предлагают дополнить ст. 1231 ГК РФ ч. 3: «исключительные и иные интеллектуальные права юридических и физических лиц недружественных иностранных государств на территории Российской Федерации не действуют».
Возобновление охраны прав лиц из недружественных государств будет возможным по истечении трех лет после исключения государства из списка недружественных.
Интеллектуальные права являются территориально ограниченными по своей природе и действуют лишь в пределах того государства, в котором они были предоставлены. Однако в соответствии с законом или международным договором интеллектуальные права могут получить правовую охрану и в другом государстве.
Россия является участником Бернской конвенции 1886 г. и Парижской конвенции 1883 г. Согласно этим международным договорам, Россия взяла на себя обязательства обеспечить национальный режим охраны интеллектуальных прав для правообладателей из государств-участников данных конвенций.
Отказ в предоставлении правовой охраны иностранному правообладателю на основании положений национального законодательства является таким образом нарушением международного договора и будет означать нарушение Россией своих международно-правовых обязательств.
Таким образом, будет ли принято предложение авторов новелл, которые, предлагают «отказаться от соблюдения норм международного права, наносящих России наибольший вред», остаётся под вопросом.
Представленный законопроект продолжает тренд в российском законодательстве на ограничение защиты интеллектуальной собственности лиц из недружественных государств:
- Федеральный закон от 8 марта 2022 г. № 46-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 29 марта 2022 г. № 506 — разрешен параллельный импорт товаров согласно перечню, утверждённому Минпромторгом;
- Указ Президента РФ от 27 мая 2022 г. № 322 ― обязательства перед иностранными правообладателями, поддержавшими санкционные меры в отношении России, исполняются перечислением денежных средств на специальный счёт «О»;
- Указ Президента РФ от 15 февраля 2024 г. № 122, Постановление Правительства РФ от 27 марта 2024 года № 380 ― утверждено положение о специальной подкомиссии, которая будет принимать решения об использовании изобретения, полезной модели или промышленного образца без согласия иностранных правообладателей с выплатой компенсации в размере 0,5 % фактической выручки (правообладателям из недружественных государств компенсация зачисляется на счёт типа «О»);
- Указ Президента РФ от 20 мая 2024 г. № 430 ― совершение сделок по приобретению исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности или на средства индивидуализации между приобретателями (резидентами) и правообладателями из недружественных стран требует разрешения подкомиссии.
Вместе с тем, если в обозначенных актах, ограничение прав иностранных правообладателей продиктовано вводимыми в отношении России санкционными ограничениями, то представленный законопроект преследует своей целью, как следует из пояснительной записки, «нанесение «коллективному Западу» существенного ущерба». Полагаем, что данный законопроект не будет принят; однако исключить данный вариант развития событий нельзя.