Newsletter: "Развитие судебной практики по делам о включении в таможенную стоимость вознаграждения платежного агента"

В настоящее время в практике таможенных органов наблюдается тенденция включать вознаграждение платежных агентов, обеспечивающих оплату импортируемых в РФ товаров, в их таможенную стоимость. В последнее время эта тенденция получила новое развитие. С момента введения европейских санкций и возникновения сложностей в платежах с европейскими поставщиками из-за часто ограничительной политики европейских банков, платежные агенты стали часто привлекаться для обеспечения оплаты поставщикам.

 

В частности, Апелляционный суд Московского округа отменил 17.07.2025 в кассационной инстанции вынесенное в первой инстанции в пользу таможенного органа решение по делу А41-69680/2024 и направил дело на новое рассмотрение. Текст кассационного решения был опубликован 25 июля. Кассационный суд обосновал свое решение, в том числе, тем, что платежные агенты не могут рассматриваться как посредники, пока они выполняют лишь «техническую» функцию при переводе платежа, и при этом прямо сослался на приведенную ниже позицию Министерства финансов России. Таким образом, суд первой инстанции при повторном рассмотрении дела должен будет учесть позицию кассационной инстанции и Минфина. Дата нового рассмотрения дела пока не назначена.

Решение суда высветило противоречия между позицией ФТС России, которой придерживался суд первой инстанции и разъяснениями Минфина, которые были опубликованы позднее.

 

ФТС (Письмо ФТС от 20.08.2024) считает, что к вознаграждению платежного агента должны применяться правила ТК ЕАЭС о брокерах и посредниках и, что оно включается в ТС, если агент действовал в интересах продавца. Однако четких критериев для определения такого интереса нет. В частности, по мнению суда первой инстанции по вышеназванному делу А41-69680/2024 платежный агент действует в том числе и в интересах поставщика, обеспечивая получение последним оплаты по договору поставки.

 

Минфин (Письма Минфина от 01.11.2024 N 27-01-21/106988, от 02.10.2024 N 27-01-21/95291 и проч.) развивает позицию ФТС и указывает, что несмотря на наличие специальных положений в ТК ЕАЭС, эти положения, как правило, не будут применяться к платежным агентам, а их вознаграждение может включаться в ТС только если привлечение платежного агента было обязательным условием сделки и было необходимым условием заключения договора поставки. В иных случаях включение необоснованно.

 

Это позитивное развитие судебной практики дает основания для осторожного оптимизма в разрешении вопроса о необходимости включения вознаграждения платежного агента в ТС ввозимых товаров. Если в рамках нового рассмотрения суд первой инстанции встанет на сторону декларанта, то можно будет с уверенностью говорить о том, что в будущем вознаграждение платежного агента не будет включаться в таможенную стоимость в абсолютном большинстве случаев.