Newsletter: Разъяснение относительно разрешенного контроля над российскими дочерними компаниями

Точное разграничение между разрешенным осуществлением контроля над иностранной дочерней компанией и оказанием запрещенных вспомогательных услуг и/или запрещенным обходом санкций было невозможно в течение длительного времени.

 

Однако тем временем, и Федеральное министерство экономики и защиты климата («BMWK»), и Комиссия ЕС в своих ответах на часто задаваемые вопросы («FAQ») заявили следующее:

 

 

Федеральное министерство экономики и защиты климата

 

49. Могут ли коммерческие сделки российской дочерней компании (или дочерней компании из третьей страны) с товарами, указанными в Приложении XXIII Регламента (ЕС) 833/2014, с российскими лицами на территории России или для использования в России быть признаны нарушением абзаца 1 статьи 3k со стороны немецкой материнской компании?

 

Существует принципиальная вероятность того, что совершение определенных операций иностранной дочерней компанией, принадлежащей немецкой материнской компании или находящейся под ее контролем, может быть признано нарушением санкционного законодательства ЕС немецкой материнской компанией. Это может произойти, в частности, если материнская компания оказывает определяющее влияние на конкретные сделки дочерней компании, подпадающие под санкции ЕС, если дочерняя компания была создана с целью обхода санкций или если дочерняя компания перенимает на себя осуществление поставок, которые осуществлялись немецкой материнской компанией или дочерними компаниями, расположенными в ЕС, до введения запретов на экспорт (ссылка на сделки для цели обхода санкций).

 

Однако одного лишь факта, что товары в значении Приложения XXIII производятся полностью за рубежом (включая Россию) иностранной дочерней компанией и поставляются оттуда в (распространяются на территории) Россию, недостаточно для признания нарушения. Это также применимо, если немецкая материнская компания оказывает иностранной дочерней компании определенные базовые услуги, не имеющие отношения к конкретным бизнес-решениям, которые могут подпадать под санкции ЕС (например, ИТ и бухгалтерские услуги) и сами по себе не являются оказанием технической поддержки по смыслу подпункта а) абзаца 2 статьи 3k

 

 

 

Комиссия ЕС - Общие вопросы

 

14. Применяется ли Регламент Совета ЕС 883/2014 к российским дочерним предприятиям материнских компаний ЕС?

 

«Санкции ЕС не применяются экстерриториально. В соответствии со статьей 13, Регламент применяется:

i. на территории Союза

ii. на борту любого воздушного судна или любого судна, находящегося под юрисдикцией государства-члена

iii. по отношению к любому лицу на территории или за пределами территории Союза, являющемуся гражданином государства-члена

iv. по отношению к любому юридическому лицу, организации или органу, на территории Союза или за его пределами, которые зарегистрированы или учреждены в соответствии с законодательством государства-члена

v. по отношению к любому юридическому лицу, организации или органу в отношении любой предпринимательской деятельности, осуществляемой полностью или частично на территории Союза.

 

Таким образом, санкции ЕС должны соблюдаться всеми лицами ЕС - как физическими, так и юридическими - и, следовательно, всеми зарегистрированными в ЕС компаниями, включая дочерние предприятия российских компаний в ЕС. Российские филиалы компаний ЕС являются юридическими лицами ЕС и, следовательно, обязаны соблюдать Регламент. В свою очередь, российские дочерние компании материнских компаний ЕС зарегистрированы в соответствии с российским законодательством, а не в соответствии с законодательством государств-членов ЕС, следовательно, на них не распространяются такие меры. Однако материнским компаниям ЕС запрещено использовать свои российские дочерние компании для цели обхода обязательств, применяемых к материнской компании ЕС, например, путем делегирования им решений, противоречащих санкциям, или путем одобрения таких решений российской дочерней компанией.»

 

 

 

Ограничения, связанные с экспортом

 

35. В какой степени санкционные меры являются обязательными для (i) дочерних предприятий компаний, зарегистрированных в ЕС, за пределами ЕС и (ii) граждан ЕС, проживающих или работающих за пределами ЕС? Как должны действовать российские организации, находящиеся в собственности или под контролем компании из ЕС, в контексте Регламента о санкциях? Может ли расположенное в России дочернее предприятие компании ЕС продавать товары, подпадающие под действие Регламента о санкциях, другим российским предприятиям, если эти товары находятся на складе на территории российского дочернего предприятия? Будет ли это рассматриваться как обход санкций? 

 

«Сфера применения Регламента о санкциях изложена в статье 13; санкции ЕС не применяются экстерриториально. Регламент о санкциях применяется, в частности, к любому лицу на территории Союза или за его пределами, которое является гражданином государства-члена, и к любому юридическому лицу, организации или органу на территории Союза или за ее пределами, которые зарегистрированы или учреждены в соответствии с законодательством государства-члена. Дочерние предприятия компаний ЕС зарегистрированы в соответствии с законодательством государства, в котором они расположены, и, таким образом, подчиняются законодательству такого государства. Тем не менее, на граждан ЕС, работающих в такой дочерней компании, распространяется санкционное законодательство ЕС, и они могут быть привлечены к ответственности за участие в сделках, нарушающих санкции ЕС. Например, даже если дочерняя компания самостоятельно заключила сделку, граждане ЕС, содействующие сделке, все равно могут попасть под действие положения о борьбе с обходом санкций, если они «участвуют в деятельности», целью или результатом которой является обход основного запрета. Кроме того, под вышеназванное положение подпадают решения, принимаемые иностранной дочерней компанией, которые должны быть согласованы/одобрены материнской компанией ЕС, поскольку последняя несет ответственность за свои собственные действия.»