Newsletter: "Ужесточение антимонопольного законодательства в отношении цифровых рынков"

1 сентября в Российской Федерации вступил в силу важный пятый "антимонопольный пакет", регламентирующий изменения в российском Законе о защите конкуренции.

 

Особенно важны поправки к закону, обязывающие онлайн-площадки соблюдать антимонопольное законодательство. Уточнен порядок определения доминирующего положения на "цифровом рынке". Изменения коснулись и сделок по приобретению компаний: если цена сделки превышает 7 млрд. рублей (около 70 млн. евро), то теперь необходимо также получить разрешение российского антимонопольного органа (ФАС).

 

По мнению ФАС, поправки создают более эффективную защиту прав потребителей. Сокращены процедуры расследования дел о картелях, изменен подход к анализу рынка. Регулирующий орган будет интересоваться только теми платформами, которые допускают "недобросовестное" поведение:

  • необоснованный отказ в доступе к цифровой платформе;
  • Навязывание потребителям невыгодных условий;
  • Дискриминация предпринимателей, продающих товары на рынке.

 

Несмотря на то, что пятый антимонопольный пакет обозначен как "цифровой", изменения затрагивают контроль широкого спектра операций. Изменения затрагивают не только онлайн-сервисы, но и широкий круг компаний из других отраслей.

 

 

 

"Сетевой эффект" и чем он полезен?

 

Анализ конкуренции, используемый для традиционных рынков, не подходит для онлайновых рынков. Поэтому закон вводит понятие "сетевого эффекта" - характеристики рынка цифровых товаров, которая ставит стоимость программы в зависимость от изменения числа ее пользователей. Сетевой эффект рассматривается как особое свойство, которое необходимо изучать при анализе конкурентной ситуации на товарном рынке. Этот эффект ФАС объясняет на примере агрегаторов такси. Чем больше водителей в приложении, тем больше пассажиров к нему подключается. Растет и количество транспортных компаний. Это связано с тем, что время ожидания нового заказа сокращается для водителей, а время подачи машины - для клиентов.

 

Теперь ФАС России предстоит определить сетевые эффекты и установить, может ли владелец цифровой платформы существенно влиять на условия распространения товара или услуги. Антимонопольное ведомство подчеркивает, что наличие такого эффекта не означает существования монополии. На конкурентном рынке сетевой эффект выступает в качестве противовеса и регулятора. Если же рынок близок к монопольному, то этот эффект становится барьером для входа на рынок.

 

 

 

Условия признания монополии

 

Закон о защите конкуренции содержит новую статью 10.1, которая запрещает монополии для владельцев цифровых платформ. Монополия может быть признана при сочетании нескольких условий:

  • благодаря сетевому эффекту владелец платформы может оказывать решающее влияние на движение товаров, устранять конкурентов и препятствовать их доступу на рынок;
  • доля сделок на конкретном товарном рынке, совершаемых через цифровую платформу, превышает 35%;
  • оборот платформы за последний календарный год составляет более 2 млрд рублей (20 млн евро).

 

Однако во втором чтении законодатель дополнил эту статью тем, что владелец платформы может представить доказательства того, что его деятельность считается разрешенной в соответствии с антимонопольным законодательством, т.е. что не создается возможность для исключающего ограничения конкуренции и если результат его деятельности является или может быть таковым:

  • совершенствование производства, реализации продукции или содействие технико-экономическому прогрессу, повышение конкурентоспособности производимых в России товаров на мировом рынке;
  • Получение покупателями выгод, соответствующих выгодам владельца платформы.

 

 

 

Пороговое значение для авторизации сделок

 

Согласно статье 28 Закона о защите конкуренции, одобрение сделки M&A со стороны ФАС зависит от балансовой стоимости активов и выручки. Ранее разрешение требовалось, если стоимость активов превышала 7 млрд. рублей (около 70 млн. евро) или если выручка от продажи товаров превышала 10 млрд. рублей (около 100 млн. евро), а цена активов превышала 800 млн. рублей (около 8 млн. евро).

 

В настоящее время в это положение внесены изменения. Теперь необходимо получать разрешение антимонопольного органа, если стоимость только одной сделки превышает 7 млрд. рублей. Это особенно актуально для ИТ-сектора, где бухгалтерские активы зачастую не слишком велики.

 

 

 

Исключения для картелей

 

Статья 11 Закона о защите конкуренции запрещает антиконкурентные соглашения, включая картели в тендерах. Запрет не распространяется на соглашения между компаниями, входящими в одну и ту же группу лиц, или если одна компания получила контроль над другой, или если обе компании контролируются одним и тем же лицом. В соответствии с поправками, меры экономических операторов по повышению, снижению или поддержанию цен на тендерных торгах не подпадают под действие правила об исключениях.